Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гершензон михаил осипович

Энциклопедический словарь

Гершензо́н Михаил Осипович (1869-1925), российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к «русскому религиозному ренессансу». Участник сборника «Вехи». В трудах о П. Я. Чаадаеве, о «грибоедовской Москве», о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе ввёл в научный обиход ценный материал.

* * *

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович - ГЕРШЕНЗО́Н Михаил Осипович (1869-1925), российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к «русскому религиозному ренессансу». Участник сборника «Вехи» (см. ВЕХИ). В трудах о П. Я. Чаадаеве (см. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич) , о «грибоедовской Москве», о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе ввел в научный обиход ценный материал.

* * *

ГЕРШЕНЗО́Н Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) [1 (13) июля 1869, Кишинев - 19 февраля 1925, Москва], русский историк культуры, философ, публицист.

Годы учений

Родился в состоятельной еврейской семье (впоследствии отец разорился), окончил Кишиневскую гимназию (1887), учился в Шарлоттенбургском политехникуме (Берлин), окончил историко-филологический факультет Московского университета (1894). Его студийная работа ««Афинская полития» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха» была удостоена золотой медали и опубликована университетом (1895). После университета, не имея возможности продолжить академическую карьеру из-за вероисповедания, становится профессиональным литератором.

Карьера профессионального литератора

В конце 19 в. занимается преимущественно вопросами педагогики, с начала 20 в. переходит к публикации различных материалов из истории русской культуры. Целую эпоху в русском историческом мышлении составили изданные Гершензоном сочинения П. Я. Чаадаева (см. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич) (2 т., 1913-1914) и И. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич) (2 т. 1911), серия «Русские Пропилеи» (5 т., 1915-1919) и «Новые Пропилеи» (1923), а также его исследования, открывающие ранее не изученные пласты русского национального самосознания («История молодой России», 1908, «П. Я. Чаадаев: Жизнь и мышление», 1908, «Исторические записки», 1910, «Жизнь В. С. Печерина», 1910, «Грибоедовская Москва», 1914, «Декабрист Кривцов и его братья», 1914). В это время наибольший интерес Гершензона вызывает первая половина 19 века и особенно завершающие ее системы славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) и либерального западничества (см. ЗАПАДНИКИ).

«Вехи». Философ и литературовед

От тонкого описания интересующих его тем Гершензон переходит к их философскому осмыслению, причем начинает его со своеобразного манифеста - статьи «Творческое самосозерцание» (Вехи, М., 1909; Гершензон был инициатором и организатором издания этого сборника, оказавшего сильнейшее влияние на русскую культуру как своего времени, так и последующих лет). В этой статье Гершензон обвинил современную ему интеллигенцию в подмене истинного, единственно плодотворного стремления к формированию собственной личности тяготением к ложной, чисто внешней активности. Этот сборник Ленин назвал «энциклопедией либерального ренегатства». В работах 1910-1920-х гг. обращается к попыткам осмысления судьбы России, христианства, иудаизма как культурно-исторических и мистических феноменов. Особое значение приобретают в этом отношении его работы «Тройственный образ совершенства» (1918), «Судьбы еврейского народа» (1922), «Ключ веры» (1922), «Переписка из двух углов» (1921; книга представляет собою переписку Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) и Гершензона, живших некоторое время в одной комнате в санатории деятелей искусства). Принципы построения индивидуального отношения к миру исследуются в книге «Видение поэта» (1919) и «Мечта и мысль И. С. Тургенева» (1919).

Обращение к Пушкину

Несколько особняком стоит для Гершензона творческая личность Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), творчество которого понимается как средоточие важнейших проблем соотношения индивидуального и всеобщего. Разработанный Гершензоном принцип «медленного чтения», при очевидных недостатках (главным из которых являлось «вчитывание» в произведение постороннего ему смысла), позволял увидеть в Пушкине поэта, дававшего глубокие ответы на важнейшие вопросы бытия (книга «Мудрость Пушкина», 1919, «Гольфстрем», 1922, «Статьи о Пушкине», 1926 и ряд других статей).

После Октября

На протяжении ряда лет Гершензон был ведущим сотрудником журналов «Научное слово», «Вестник Европы», (см. ВЕСТНИК ЕВРОПЫ) «Критическое обозрение», «Русская мысль», (см. РУССКАЯ МЫСЛЬ (журнал)) сотрудничал в газетах «Русская молва» (1912-13) и «Биржевые ведомости» (1915-16). После Октябрьской революции 1917 Гершензон, будучи противником идеологии большевиков, поддержал их практическую деятельность в области культуры, занимая ряд заметных постов. Находясь в начале 1920-х гг. в Берлине и имея возможность остаться в эмиграции, тем не менее вернулся в Москву.

Большой энциклопедический словарь

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к "русскому религиозному ренессансу". Участник сборника "Вехи". В трудах о П. Я. Чаадаеве, о "грибоедовской Москве", о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе ввел в научный обиход ценный материал.

Энциклопедия Кольера

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925), историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета. Его учителем был профессор П.Г.Виноградов. С 1904 Гершензон - редактор отдела журнала "Критическое обозрение". В 1907-1908 заведовал литературным отделом журнала "Вестник Европы". Значительное влияние на его мировоззрение и историко-литературную позицию оказали сочинения Т.Карлейля и прежде всего книга Герои, почитание героев и героическое в истории. Судьбам деятелей русской культуры первой половины 19 в. был посвящен ряд исторических сочинений Гершензона 1910-х годов: История Молодой России, 1908; П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908; Жизнь В.С.Печерина, 1910; Образы прошлого, 1912; Грибоедовская Москва, 1914 и др. Апологии личности и ее творческой роли была посвящена и статья Гершензона в знаменитом сборнике Вехи. Гершензон упрекал российскую интеллегенцию в том, что та в своей идеологической сплоченности игнорировала все подлинно личностное в русской культуре, не смогла оценить творческие прозрения отечественных мыслителей "от Чаадаева до Соловьева и Толстого". Слова же Гершензона о правительственных "штыках", защищающих интеллегенцию от народа, вызвали резко негативную реакцию как в радикальных, так и в либеральных кругах. Гершензон был вынужден уйти из либерального "Вестника Европы". Начинается период его сотрудничества с религиозно-философским издательством "Путь". Первая мировая война была воспринята Гершензоном как симптом глубочайшего кризиса европейской культуры, которая, по его убеждению, обнаружила свою "нежизненность", неспособность предотвратить взрыв "нового варварства". Критике современной цивилизации были посвящены книги Гершензона Тройственный образ совершенства (1918), Переписка из двух углов (1921, совместно с Вяч.Ивановым), Ключ веры (1922), Гольфстрем (1922). Внутренняя логика развития цивилизации, по Гершензону, неумолимо оставляет в прошлом не только религиозную эпоху, но и любые формы культурного романтизма. Происходит тотальное обезличивание культуры и, одновременно, обезличивание самого человека: "Никогда личность не была так хила, как теперь, в расцвет науки и техники". Восприятие Гершензоном культуры как силы "внешней" по отношению к сущности человека, как "системы тончайших принуждений" в определенной мере роднит его позицию с воззрениями Руссо и Л.Толстого. Поздний Гершензон проявлял интерес к творчеству А.Бергсона. После революции он был одним из организаторов и председателем Всероссийского союза писателей, председателем литературной секции Академии художественных наук, основанной В.Я.Брюсовым. Умер Гершензон в Москве 19 февраля 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Гершензон М.О. Социально-политические взгляды А.И.Герцена. М., 1906 Гершензон М.О. Дух и душа. - Слово о культуре: Сборник философских и литературно-критических статей. М., 1918 Гершензон М.О. Видение поэта. М., 1919

Полезные сервисы